Реакция детей на первые пробы алкоголя
Первое знакомство детей с алкоголем происходит обычно дома, за праздничным столом с родителями или в компании друзей в возрасте 10-12 лет. Перед употреблением дети ждут эйфоризирующего действия, то есть имеют установку на веселье.
Но реально впечатление от первого знакомства с алкоголем оказывается совершенно не тем, которого ребенок ожидал. Горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, а иногда рвота, воспринимаются как субъективно неприятные ощущения почти у всех детей.
По данным Михайлова (1930) после выпивки у детей отмечались головная боль - в 61%, тошнота - у 8%, рвота у 14%, подавленное состояние - у 4%, слабость у 12% опрошенных.
После первого неприятного впечатления от алкоголя подростки некоторое время избегают алкоголизации. От того, что собственное впечатление не совпадает с тем, что должно быть и бывает у других, возникает желание попробовать еще раз. В возрасте 13-14 лет дети участвуют во множестве событий, связанных с алкоголизацией, чтобы «быть как все», пьют, преодолевая отвращение. Подростки «работают над собой, воспитывают себя», в значительной степени внушают себе, что опьянение должно быть приятным.
С увеличением стажа употребления субъективная картина меняется. Опрос подростков с 2 летним стажем показал, что уже у 90% опьянение сопровождается ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения. То есть, появляются те признаки, которые, по мнению детей, должны быть.
Рост привлекательности опьянения часто происходит по механизму проецирования психологический ожиданий на особое психическое и физическое состояние алкогольного опьянения. (Б.С. Братусь, ПИ. Сидоров, 1984). Этого переноса не осознают не только дети, но и взрослые.
Роль психологического фактора подтверждена в эксперименте. Одной группе подростков вводили в вену небольшую дозу 33% спирта, но не сообщали, что это спирт. У этих подростков наблюдалось легкое и кратковременное повышение активности и тонуса, сменившиеся релаксацией и сонливостью. Другой группе сообщили, что это алкоголь. В этой группе в зависимости от алкогольного опыта подростка и стиля его алкогольного поведения наблюдались соответствующие эмоциональные реакции - оживление, шуточки, комментарии, нарушения координации, многоречивость.
То есть, не сам алкоголь, не его фармакологическое действие, а проекция психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов на психофизиологический фон опьянения создают субъективную картину опьянения. В опьянении происходит опредмечивание неоформленного состояния.
Подтверждают главенствующую роль психологической установки на поведение в состоянии опьянения и такие всем известные факты. Водку пьют, когда отмечают веселые и приятные события в жизни. Точно такую же водку пьют, когда отмечают самые печальные события - похороны и поминки. Химический состав водки один и тот же, дозы одинаковые, фармакологическое действие одно и то же, а самочувствие и поведение людей прямо противоположные. То есть, «главным режиссером» алкогольного самопредъявления людей является не вещество, а общество - условности, традиции, обряды, социальные и культурные нормы.
Со временем ассортимент субъективных состояний и причин для употребления алкоголя расширяется - пьют для того чтобы расслабиться и для того чтобы взбодриться, для «храбрости», от обиды, чтобы поговорить по душам и т.д. Выпивки обосновываются и оправдываются, формируется новый стереотип жизни с обязательным присутствием алкоголя и положительным к нему отношением. Сейчас это называется формирование алкогольной субличности.
Отечественные авторы Б.С. Братусь и П.И. Сидоров (1982) давно разъяснили, что выпивки обретают характер иллюзорно-компенсаторной деятельности, направленной на создание нужного эмоционального состояния, становятся механизмом иллюзорного удовлетворения потребностей.
Из этого иллюзорно-компенсаторного механизма начинает вырастать психологическая приятность опьянения, человек начинает замещать реальное удовлетворение потребностей субъективными переживаниями благополучия и успеха, как будто, это реальные успехи.
Важный элемент алкоголизации состоит в том, что искомые субъективные состояния достигаются пьющим человеком не в одиночку, а в компании. Иллюзорно-компенсаторная деятельность разыгрывается перед зрителями и слушателями. Алкоголизация имеет сложную структуру. Это не только опьянение, но и ритуал, форма социального поведения и взаимодействия с людьми, в которой иллюзорно удовлетворяются многие потребности пьющего.
Подростки с низкой самооценкой, имеющие низкий статус и рейтинг в школе и дома, в алкогольных группах обретают комфорт, ощущение друж бы, теплоты, спаянности, взрослости, уважения. В алкогольной компании эти подростки находят желанный высокий статус. Алкоголь их сближает с людьми. Алкоголь становится главным признаком дружбы и солидарности, взрослости, самодостаточности. Только в алкогольной компании подросток чувствует себя человеком. Симпатия к друзьям и общению переносится на алкоголь и молодой человек, привязываясь к друзьям, привязыва ется к алкоголю. В таких компаниях умение пить символизирует взрос лость, человеческую и мужскую доблесть.
Подростки самоутверждаются тем, кто больше выпьет. В таких компаниях культивируется эйфория. Подростки проецируют на алкоголизацию свои представления о смелости, мужественности, взрослости, друг друга индуцируют кто пьянее, кто громче кричит или хохочет или визжит, кто развязнее себя ведет. В поведении много показного, демонстративного, истерического. Обычно включается громкая музыка, усиливающая деструктивность поведения.
Таким образом, формируется групповая зависимость от алкоголя. Вне этой группы желания выпить нет. Но как только группа собралась, так у всех появляется желание выпить и что-то показать и доказать друг другу. Если такие группы создались, нужно их разрушать. Увезти детей на лето на дачу, привить другие увлечения.
В алкоголизации детей и подростков основную роль играет подражание взрослым. По этой причине подростки легко переходят на суррогаты - одеколон, денатурат, духи, добавляют в водку лекарства. Взрослые пьют суррогаты только при отсутствии средств на водку, у них мотивация экономическая. У детей мотивация подражательная.
Врожденной потребности пить пиво, вино, водку и т.д. у людей нет. Если бы не было на свете алкогольных изделий и традиций их пить, без них можно было бы прожить.
Подчеркнем, что формирование и усвоение алкогольных традиций начинается с раннего детского возраста и не с собственного приема алкоголя, а с наблюдением за его питием другими людьми, в том числе, родителями и знакомыми, то есть, в процессе усвоения культурных и социальных традиций. Культурные и социальные механизмы формирования алкогольных традиций, начинают действовать раньше других механизмов и действуют более длительно, чем фармакологические, метаболические, компенсаторные и другие факторы. Их нужно выделить в самостоятельную и основную цель для профилактической работы, потому что они усваиваются детьми задолго до того, как они впервые сами испытают на себе фармакологическое действие алкоголя.
Сначала ребенок узнает о существовании устойчивых социальных традиций, о том, что все события, отличающиеся от обыденных, принято отмечать питием алкогольных изделий. Это «правило» соблюдается дома, в семьях родных и знакомых., на работе, в школе, в кино, в театре, а телевидение показывает, что оно соблюдается и самыми авторитетными людьми, членами правительства, во многих странах и т.д.
< < < на главную “Трезвого Харькова”