Структурированные представления о празднике

       В современном обществе созрела необходимость определения сущности праздников, конструктивных, цивилизованных представлений о способах их проведения. С этой целью нами в соавторстве с В.В. Герасимовой про­ведено специальное исследование. Методом анонимного анкетирования с использованием технологий незаконченных предложений и выбора стан­дартизированных вариантов ответов было обследовано 60 человек, в воз­расте от 20 до 60 лет. Анкетирование осуществлялось в Казанском музы­кальном салоне «у Флоры», который существует 5 лет и ежемесячно про­водит тематические концерты классической, народной и национальной му­зыки.

       Посетители салона - преимущественно люди с высшим образованием. Среди опрошенных преобладали женщины (80%), состояли в браке 50% участников исследования.

       «Праздники существуют для того, чтобы...». 75% опрошенных ука­зали - «для общения с приятными людьми», 53% - «для перерыва в обы­денных делах и заботах», по 38% опрошенных отметили «почувствовать себя более свободными от социальных и моральных норм поведения», и «восстановить силы и создать положительный настрой на трудовые буд­ни», 11% - уделить достаточное время для общения с детьми, 6% - ни о чем не думать, ничего не делать.

       Основными приемами создания хорошего настроения являются у 60% опрошенных - прогулки или поездки на природу, у 45% - встречи с друзьями, включающие прием спиртного, у 38% - посещение театра и кон­цертов, у 31% - спортивные занятия, у 13% - интимные встречи, у 13 % просмотр телепередач.

       Существующие традиции проведения праздников удовлетворяют пол­ностью - 28%, частично - 50% и не удовлетворяют 6% опрошенных.

       К полезным атрибутам праздника отнесли 81% участников - общение с интересными и приятными людьми, 56% - получение сильных и ярких впечатлений, 48% - приобщение к шедеврам музыки, литературы и хорео­графии, 26% - выход «в свет», возможность проявить свои достоинства, в большей степени удовлетворить свои социальные, психологические, физи­ческие, сексуальные и иные потребности, 23% - появление свободного времени и возможностей для упорядочения своих мыслей и чувств.

       К вредным атрибутам праздника отнесли 66% опрошенных «принуж­дение к алкоголизации и перееданию», 35% - нарушение привычных рит­мов, режимов и стереотипов жизни, 30% - нарушение спортивной и рабо­чей формы, снижение работоспособности, 26% - снижение требований к соблюдению культурных, социальных, моральных и других норм поведе­ния, ухудшение финансового состояния из-за нерациональных расходов, 11% - риск потерять репутацию уважаемого человека.

       Предложение «Я считаю, что праздничные традиции нужно менять». 56% опрошенных продолжили пожеланием устранить или уменьшить при­ем алкоголя, 30% - уменьшить значимость еды до символического количе­ства, снизить затраты на стол, 16% - уменьшить долю развлекательных и увеличить долю культурно-воспитательных и образовательных элементов.

       Все респонденты проявили интерес к проблеме и выразили одобрение факту исследования. Результаты этого исследования выявили противоре­чия между идеальной и реальной организацией праздника, несоответствие традиций личным потребностям людей, подтвердили готовность общества пересматривать существующие традиции празднований, уменьшать долю деструктивных способов.

< < <        > > >

< < < к содержанию

< < < в Библитеку трезвости

< < < на главную “Трезвого Харькова”


Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz